Творческое объединение

Школа искусств "ПРЕМЬЕРА"



premera.znaet.ru / Родителям
Главная страницаКарта сайта



Родителям

Музыка

Музыка в жизни маленького человека и того, что постарше

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»

(В. Сухомлинский).

Большинство родителей считают, что ребенку необходимо дать те знания, которые ему пригодятся в дальнейшем. Необходимо учить математику, иностранные языки. Именно знание этих предметов, по мнению многих родителей, приведет детей к успешности и к материальному благополучию.  Многие родители задаются вопросом: зачем тратить время на музыкальные занятия, если ребенок никогда не будет музыкантом, «ему это не надо» - думают некоторые из них;  стоит ли оставаться на дополнительное занятие музыкой (всего один раз в неделю!), чтобы «песенки попеть»?

Давайте вспомним, как в трудные 90-е годы случился массовый уход учителей музыки из общеобразовательных школ (нагрузка маленькая, зарплата, естественно, тоже).  Даже в преподавательской среде, не говоря уже о родителях, этот предмет считался каким-то второстепенным и не особенно нужным. Добавьте сюда закрытие спортивных школ, стадионов, которые превращали в рынки. В итоге – возросший детский алкоголизм, наркомания, бездуховность, безнравственность нескольких поколений. Страшно.  А ведь именно музыка  (по словам Л. Бетховена, «мощнейшее из искусств») играет важнейшую роль в воспитании духовности, человечности.

Вспоминается вопиющий случай. Однажды, в начале двухтысячных годов (как раз, когда подросло поколение без «ненужных» и «необязательных» уроков музыки в школах), я повела своего сына в День Победы к памятнику. Как вы думаете, что мы там увидели? Как несколько подростков проверяли, расплавится монетка на Вечном огне или нет. Двоих из этой группы я узнала. Один из них был участником Олимпиад по  математике, а другой учил иностранные языки. Оба были гордостью своей школы. 

На ком экономили? За счет чего или КОГО выживали? За счет будущего.  Нашего будущего.

Сегодня в общеобразовательной школе существует прекрасная программа «Искусство. Музыка» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.).  Детей необходимо обучать музыке с первого по седьмой класс. А если пустить музыкальное (духовное!) развитие подростков на самотек, то, на мой взгляд, такое отношение к национальной и мировой музыкальной культуре все равно, что заложить фундамент, а дом на нем не возвести. Забросить. Или растить, растить дерево, поливая и удобряя его, а потом взять – и собственными руками спилить макушку. Что останется? Пенек с ветками.  А потом сокрушаемся: дети не то поют, не то слушают, в школьных концертах участия не принимают. А не мы ли, взрослые, виноваты в том?  Ведь слово «культура» происходит от латинского cultura, от глагола colo, colere  -  возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Именно возделывание и воспитание. Сами растут только сорняки.

Психологи все в один голос говорят: не лишайте детей музыки, не откладывайте общение с музыкой «на потом», когда ребенок вырастет и «сам решит, нужно ему это или нет». Потом может быть поздно, потому что золотой возраст (7 – 9 лет, когда школьники наиболее восприимчивы к музыкальному искусству) пройдет. В  среднем и старшем звене предстоит развивать то, что было заложено в этом возрасте, но на более высоком и осознанном уровне.  Поэтому,  не стоит убирать музыку из сетки расписания. Ведь этот предмет (по выражению Д.Б. Кабалевского) как «прививка от кори», которую делают, когда ребенок совсем маленький, чтобы он не болел, когда вырастет, не спрашивая малыша, нужна ему эта прививка или нет. Общение с музыкой в школе – эта тоже своего рода прививка против пошлости, безвкусия, с которыми ребенок, подросток, конечно же, столкнется. Но у него уже будет выработан иммунитет.

А что же еще дает музыка кроме музыки? Позвольте мне привести здесь выдержки из статьи психологов А. Соболевой и А. Потаниной из газеты «Здоровье детей», дополнив их своими наблюдениями из практики.

Как музыка помогает повысить грамотность

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать:

·            Нарушение пространственного восприятия.

По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть ребенок определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая. Не каждый ребенок может сразу справиться с этим заданиемЗначит, на письме он напишет буквы (и цифры) зеркальноНапример, «э» вместо «е», или «б» вместо «д»; переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с маленькой буквы.

Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте (даже на простейших шумовых инструментах), этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностьюперед ним лежат ноты (или партитуры), на которых ясно обозначены партии левой и правой руки (нижнего и верхнего голосов, различных шумовых инструментов), а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а, следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме.

·            Кинетические и динамические нарушения организации движений.

Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другоеОт этого все внимание нашена пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?

·             Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой.

Дети не могут правильно воспроизвести на письме услышанную фразу. Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса, и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление на слух слова на слогиэто деление его на ритмические единицы. Коллективное музицирование (пение в хоре, игра на элементарных шумовых инструментах) сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом, голосом и моторикой рук.

Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную формув слова и предложенияотражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства. Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему. Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в письменной речи!

Музыка и математика

Пифагор создал свою "школу мудрости", положив в ее основу два искусства — музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Пространственное представление, столь необходимое ребенку в овладении письмом, столь же важно и в математике. Из-за его отсутствия дети порой не могут аккуратно расположить столбиком цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задач, особенно на время, скорость и расстояние, ошибаются в устном арифметическом счете. При дальнейшем обучении у таких детей обнаруживаются затруднения при необходимости соблюдать правильную последовательность выполнения арифметических действий. Они забывают, например, что сложение и вычитание нужно производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, то часто попытки одолеть ее с первого раза терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно.

Кроме того, многие школьники делают математические ошибки из-за неумения безошибочно владеть математическими символами, они не могут, например, следить за математическими знаками "+" и "–",  путают знак "<" со знаком ">".

Музыка помогает преодолеть эти затруднения на самом начальном этапе обучения, так как владение музыкальной символикой приучает к пользованию любыми обозначениями, в том числе и математическими.

Музыка и устные предметы

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь.  Следовательно, она развивает все виды восприятия — зрительное, слуховое, чувственное. А также развивает все виды памяти — зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.  Музыка способствует развитию речи (сочиняем рассказ на музыкальное произведение; рассказываем товарищам, что мы увидели в музыке; передаем в жесте музыкальную интонацию и т.д.). Ребенок, слушающий "Осеннюю песнь" Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять события, излагаемые учителем, и от этого лучше запоминать факты и соответствующее им объяснение.  Становясь старше, он сможет прочувствовать, прожить исторические события, слушая музыкальные произведения на исторические темы (например, «Увертюра 1812 год» П.И. Чайковского, «Сеча при Керженце» Н. А. Римского – Корсакова, Симфония № 7 Д.Д. Шостаковича и др.).  А насколько богаче, красочнее будет восприниматься литературное произведение, если проиллюстрировать его произведением музыкальным!

Конспектируя материал, ребенок будет усваивать его суть тоже гораздо лучше, потому что у такого школьника налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки.

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств.

История знает многих выдающихся людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был также композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Ученый-химик, доктор А.П. Бородин (или великий русский композитор?). Эйнштейн играл на скрипке...

Музыка и личность

Вы знаете, как много неприятностей в жизни бывает из-за неправильной самооценки, из-за того, что человек оценивает свои возможности или выше, или ниже тех, которые имеет на самом деле. И супер высокое, и негативное представления о себе дают резко отрицательные результаты. А что, как не участие в конкурсах и концертах, даст возможность маленькому человеку посмотреть на себя со стороны и сравнить себя с другими?

                  Музыка делает человека коммуникабельнее,  потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседыон же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет. Да и опыт публичных выступлений еще никому не мешал. Напротив, даже самые застенчивые дети, выступая на сцене в составе классного хора и чувствуя плечо товарища, социализируются значительно быстрее.

                  В моей практике был класс, почти полностью состоящий из мальчиков. Причем так называемых «трудных» мальчиков. Конечно, здесь нельзя умалять работу классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе. Но первое, с чего начали работу с этим классом,  - это музыкальное воспитание. Сначала мальчишек заставляли принимать участие в школьных конкурсах и концертах. Потом они сами требовали, чтобы с ними работали, оставаясь после уроков, при этом выбирая музыкальные произведения «золотого фонда». А на уроках просили еще раз послушать произведения Бетховена, Уэббера, Рыбникова, Свиридова…  В итоге этот класс стал одним из лучших в школе если не по успеваемости, то по морально-этическим качествам уж точно.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.

Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать.

А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а, следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.

                  Помните, как в известной песне поется: «Лишь тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадетЖелаю Вам, чтобы Ваш ребенок шагал по жизни с песней, с хорошей музыкой.

                  Дружите с музыкой, любите ее!

С уважением, Елена Викторовна Чикатуева,

Ваш учитель музыки.

 

 

 

 

 


УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ, ПАПЫ, ДЕДУШКИ И БАБУШКИ  МАЛЕНЬКОГО УЧЕНИКА!

     Вот и наступила желанная минута встречи вашего малыша с музыкой! Вам так хотелось этого! Да и что тут удивительного, ведь взрослым членам семьи всегда хочется видеть своего ребенка культурным, образованным человеком с доброй, чуткой душой, а этому ничто так не способствует, как постоянное общение с искусством.

    Вполне возможно, что желание знакомства маленького ученика с музыкой было у вас гораздо сильнее, нежели у него самого, но как бы то ни было, без вашей помощи ему не обойтись. Задача педагога – заинтересовать ребенка и обучать, а ваша задача – всячески помогать педагогу поддерживать этот интерес. И пусть вас не смущает отсутствие собственных знаний в области музыкальной грамоты, занятость на работе и дома. Поверьте: для ознакомления с нотной азбукой взрослому человеку потребуется куда меньше времени, чем малышу. Было бы желание.

     Кроме того совсем необязательно возле ребенка просиживать часами у инструмента. Если вы станете интересоваться тем, что нового он узнал на уроке, радоваться этому вместе с ним, если будете использовать любую возможность для формирования его души чуткой, внимательной, доброй, если начнете слушать настоящую музыку и приучите к этому ребенка, если внушите ему, что любое дело надо делать добросовестно, а небрежность и лень не только не украшают его самого, но и уничтожают труд педагога, если вы это станете делать постоянно, то вот в этом и будет состоять ваша самая большая помощь. Ну, а выучить с ребенком заданное на дом стихотворение, побеседовать  о его содержании, посоветовать, каким образом лучше нарисовать рисунок к песенке, проверить, как выучены пьесы, пройденные на занятии, повторить ноты, пропеть номер по сольфеджио – все это займет не так уж много времени.

          Положительный результат вы очень скоро увидите, так как заинтересованность, участие в деле всегда объединяют людей, а внимание к окружающему миру делает души чище, богаче. Кроме того, в лице педагога вы приобретаете надежного друга, если станете следовать его советам.

         Надеемся, что наши советы помогут вам в таком непростом, но очень важном деле. Помните: во всем нужна постепенность т осмысленность. Желаем удачи!

Руководитель ДО ГБОУ Школа 827

                                                Заслуженный работник культуры РФ

 

Евгения Борисовна Бухарова

    Проблема способностей ребенка любого возраста волнует каждого родителя. Многие родители серьезно задумываются о развитии интеллектуального уровня своего ребенка. Вопросы эффективного воспитания продиктованы развитием рынка труда в XXI веке.

        Уважаемые родители! Мы просим Вас остановиться в повседневной суете, непредвзято взглянуть, на что способны Ваш сын или дочь? Что у них получается особенно хорошо? Чем им ему нравиться заниматься? Психологи утверждают, что каждый ребенок обязательно имеет одаренность в одной из областей человеческой деятельности.

Итак, у Вашего ребенка совершенно технические способности, если он:

·         интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

·         любит конструировать.

Ваш ребенок имеет музыкальный и артистический талант, если он:

·         любит слушать музыку и петь;

·         очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, хорошо их запоминает;

·         когда поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, свое настроение;

·         сочиняет свои мелодии;

·         с большим желанием выступает перед аудиторией.

Художественные способности Вашего ребенка могут проявляться в том, что он:

·         в своих рисунках отражает разнообразие предметов, людей, животных, различных ситуаций;

·         охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.

Осталось совсем немного времени до начала учебного года. Для того, чтобы родители смогли определиться, чем же их ребенок будет заниматься после уроков? Особенно тщательно к этому вопросу нужно подойти тем, в чьих семьях младшее поколение с раннего возраста заявило о творческих способностях. Только правильно подобранная школа поможет малышам развить талант.

         В нашей школе искусств на данный момент функционируют 3 отделения:

-      Музыкальное

-      Хореографическое

-      Художественное

         Программы по всем дисциплинам разработаны нашими педагогами.

А в начальной школе ученики проходят не только общеобразовательные предметы, но и поют в хоре,   осваивают  игру на музыкальных инструментах, ставят детские спектакли.

После окончания музыкально-хоровой студии учащиеся получат свидетельство соответствующего образца.

Пользуясь случаем, мы обращаемся к родителям: детство – это не только накормить и одеть. Когда ребенок имеет возможность раскрыть себя, выплеснуть свою душу. У него нет потребности в чем-то дурном. Поэтому отдайте детей заниматься музыкой, где занимаются и душой, и  телом, где прививают прежде всего культуру.

  Исследования, проведенные сотрудниками научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук, показали, что уровень морально-нравственного развития этих детей выше, чем других, гораздо лучше организована речь, присутствует ясность и четкость формулирования и высказывания мысли. Творческое начало делает детей более любознательными, проявляющими интерес к различным видам деятельности. 



    Наши поздравления и благодарность

    За участие в концерте в Большом зале Московской консерватории, который состоялся 16.11.2014


    © 2005-2017
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес: 125373, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д.35, корп.2
    Телефон: +7 (495) 496-55-29